С этим сталкивались все. Приходишь в класс, а там товарищи с навороченными айфонами, на который тебе три жизни копить, в дорогущих шмотках, с нарощенными ногтями и ресницами и с неограниченными понтами. Вдобавок ко всему нет-нет да и заявятся в школу родители посмотреть, не обижают ли их чадо.
Сериал «Сплетница»
Скажу сразу, дабы избежать подобных комментов: я не завистливая. Мне все равно, у кого какой телефон, какие гучи и версачи нынче носят и у кого сколько денег. Предыдущая работа научила меня относиться ко всем одинаково, будь то чиновник или дворник, поскольку и с теми и с другими приходилось иметь дело.
Но когда перед тобой понтуются дети, пока что ничего не заработавшие и ничего из себя не представляющие, я впадаю в ступор. Неприятно и некрасиво, если крутые одноклассники понтуются перед простыми ребятами, но что хочет доказать ребенок, понтуясь перед взрослым?!
Ситуация: ученик забыл тетрадь. Спрашивают: где и когда принесет. Ответ убил:
-А вы попробуйте в моем двухэтажном доме найти тетрадь, — и поглядывает с хитрым прищуром.
Двухэтажных домов у нас полно, зато ученик прекрасно знает, что учителя живут в квартирах или одноэтажных домиках.
А еще бывает так: зажиточная семья, уважаемые родители, абсолютно адекватные, спокойные, не всегда, конечно, до них достучишься, но дети — сплошные понты. С одним таким навороченным субъектом я долго воевала.
-У меня папа — начальник.
-И?
-Мне нельзя получать плохие оценки и приносить домой плохие новости.
-Чем же я могу помочь, если ты не учишь?
И ставила очередную двойку.
Разговор про папу-начальника повторился несколько раз, но не возымел никакой силы на училку. Дома папе закатывали скандальчики про то, как достали эта школа и училка, которая ну никак не хочет ставить положительную оценку. Материал при этом по-прежнему не изучался, усилий прикладывалось ровно на ноль. И когда я уже прямым текстом сказала, что мне абсолютно все равно, кто, где и как работает, тогда парень наконец-то понял, и дело сдвинулось с мертвой точки. Увы, это случилось поздно.
Педагоги с опытом прекрасно знают, как поставить ученика на место, но мне дается это трудно в силу возраста. Когда перед тобой юноша или девушка, разбалованные и разодетые, устраивают комедию, чтобы немного поразвлечься, начинаешь реагировать и зарываться в конфликт. Через минуту одергиваешь себя: «Ты пришла работать, а не играть». Но в эту-то минуту как раз и происходит противостояние. Все-таки в моем случае незнание педагогики и юношеский максимализм, пока не испарившийся, играют злую шутку. Но, думаю, я это осилю. Иначе — никак.
Однако, вспоминая школьные годы, удивляюсь тому, как изменились дети, которые учились со мной в одно время. Понятно, что это было всегда и всюду, но, думаю, в меньшей степени. Гораздо меньшей. Впрочем, наверное, не стоит так удивляться, если посмотреть, какие стандарты жизни нам ежеминутно навязывает общество и интернет. Дети — самые большие губки, которые впитывают все, что лежит на поверхности. А откуда достать проще? Правильно, из семьи и из интернета. Нет у тебя красивой жизни, заводов и пароходов, зато есть соцсети, из которых легко скопировать модель поведения. Ну, а ежели модель перед глазами да если еще к ногам падает все, что пожелаешь, — тогда и перенимать нечего, интуиция сама подскажет, как «правильно» себя вести.